Специально созданное для ребенка пространство. Находясь внутри Little Room, ребенок может дотянуться и дотронуться руками, ногами и другими частями тела до стен комнаты или размещенных в ней предметов (стимулов). Это позволяет ему получить достаточно быстрый сенсорный результат от своих действий, движений.
Маленькие комнаты используются для того, чтобы дети со сниженным зрением / слепотой, двигательными и сочетанными нарушениями могли получить опыт взаимодействия с предметами и составить представление о своих возможностях.
Абстрактные символы
Cимволы, использующиеся для общения, к ним относятся произносимые слова, жесты, написанные слова. Физически обозначенные символы не повторяют контуров реальных предметов и объектов, поэтому называются абстрактными.
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК)
Способы и средства, замещающие и / или дополняющие устную речь человека.
Альтернативная коммуникация призвана полностью заменить отсутствующую функцию — возможность объясняться с окружающими с помощью устной речи.
Дополнительная коммуникация позволяет дополнить нарушенную функцию и используется в случаях, когда вербальная речь человека непонятна окружающим, когда его речь включает всего несколько слов или ее использование связано со слишком большим усилием со стороны говорящего.
Вау-эффект
Яркий эффект в игре, который может производить предмет или игрушка, после того как с ними выполняют какое-либо действие.
Примером такого эффекта может быть появление пузырей после нажатия кнопки на игрушке, которая их генерирует, или громкие звуки, сопровождающие разрушение башни, построенной из кубиков, или любые другие эффекты, вызывающие удивление, восторг и интерес ребенка. Игры с «вау-эффектами» нужны для того, чтобы повысить заинтересованность ребенка, стимулировать его к самостоятельным действиям для достижения этого эффекта.
Следует учитывать, что на каждого конкретного ребенка «вау-эффект» могут производить совершенно разные действия и вещи — это зависит от его личных особенностей и предпочтений. Так, для кого-то это будут громкие звуки, а для кого-то — визуальные эффекты.
Вертикализатор / вертикализатор мобильный (стендер, опора для стояния)
Это техническое средство реабилитации (ТСР) для пассивной вертикализации человека, который не может самостоятельно поддерживать вертикальную позу.
Вертикализатор мобильный — это вертикализатор, в котором человек в позе стоя может самостоятельно перемещаться в пространстве, вращая руками ведущие колеса.
Вокализация
Процесс повторения ребенком нескольких звуков. При нормотипичном развитии вокализация появляется на первом году жизни ребенка и исчезает по мере формирования речи. В случаях когда ребенок не пользуется устной речью, вокализации могут сохраняться в течение долгого времени. Вокализации могут иметь эмоциональную окраску — с их помощью ребенок может выражать свое отношение к чему-либо, сообщать о своем состоянии, о своих желаниях.
Вывих тазобедренного сустава
Это состояние тазобедренного сустава, при котором происходит смещение головки бедренной кости за пределы тазобедренного сустава (вертлужной впадины).
Гнездо
«Гнездо» — это пространство, организованное из упругих подушек и валиков, помогающее ребенку занимать устойчивое, стабильное, выровненное положение в позе на спине. Поза лежа или полулежа в хорошо организованном «гнезде» может помогать ребенку более равномерно распределять вес тела, получать поддержку в тех частях тела, которые требуют поддержки, что, в свою очередь, снимает с ребенка часть этих задач и способствует более успешному выполнению актуальной деятельности — например, участию в игре.
Рекомендации проекта «Уверенное начало» по позиционированию
Специальное приспособление, которое позволяет удерживать голову вертикально в положениях сидя, стоя.
Головодержатель может быть самостоятельным аксессуаром или частью вертикализатора или коляски. Когда человек находится в вертикализаторе или на коляске, головодержатель не позволяет его голове опрокидываться назад и вбок.
Графический символ (графическое изображение)
Представляет собой плоскостное изображение, символизирующее предмет или какое-либо действие. Может быть максимально приближенным к реальности (фотография) или схематичным (пиктограмма).
Из графических изображений могут составляться таблицы участия (таблицы, включающие графические символы, относящиеся к определенному событию, например походу в театр) и целые книги, в которые включаются все графические символы, доступные ребенку.
Графические символы могут использоваться как основное средство коммуникации, которым ребенок пользуется постоянно, и как дополнительное, которым ребенок пользуется ситуативно. Подбор средства коммуникации для ребенка всегда индивидуален и должен проводиться специалистом по альтернативной и дополнительной коммуникации.
Двигательная реакция (движения тела)
Реакция человека на внешние раздражители (звук, свет, запах, голос) часто проявляется в виде движения. Например, человек отворачивается от неприятного запаха или поворачивает голову, услышав обращение.
Двигательные реакции свойственны как нормотипичным детям, так и детям с нарушениями развития. Если у ребенка есть выраженные нарушения двигательной сферы, то его двигательные реакции могут быть стертыми, неявными, или он может не использовать двигательные реакции, а реагировать другими доступными ему способами.
Дискомфорт
Переживание человеком чувств или состояний, которые доставляют ему неудобство — например, чувства голода, жажды, боли, скованности и других подобных состояний. Если ребенок испытывает чувство дискомфорта, он не может переключиться на такие действия, как, например, общение и игры.
Когда у ребенка нет возможности сказать о том, что его беспокоит, мы можем отследить его состояние по невербальным сигналам, которые он транслирует: при сильном дискомфорте это может быть плач, при менее выраженном — учащенное дыхание, блуждающий взгляд, торопливые движения или другие реакции, выражаемыесигналами тела.Например, ребенок неудобно сидит или его подгузник мокрый, а мы предлагаем ему играть, — в таких случаях сначала необходимо устранить причину дискомфорта и только после этого переходить к играм.
Дисплазия бедра
Врожденное нарушение развития вертлужной впадины (впадина тазобедренного сустава), не уплощение. Характеризуется недоразвитием всех элементов тазобедренного сустава (костей, связок, капсулы сустава, мышц, сосудов, нервов). При дисплазии возникает опасность выскальзывания головки бедренной кости из впадины сустава с развитием вывиха или подвывиха бедра.
Достаточно хорошее состояние
Это состояние характеризуется тем, что ребенок готов к участию в каком-либо действии или игре. Ребенок может выражать готовность улыбкой, издавать звуки, сосредотачивать взгляд или использовать любые другие сигналы тела.
Достаточные поддержки, достаточный уровень поддержки для поддержания позы (сидя, лежа, стоя)
Уровень поддержки, достаточный для того, чтобы человек мог сохранять заданное, выровненное положение. Таких поддержек (помощи) не должно слишком много — чтобы человек сам мог принимать участие в удержании той части тела, которую он может удерживать самостоятельно.
Поддержку руками может оказывать другой человек. Также поза может поддерживаться с помощью дополнительных аксессуаров, используемых в технических средствах реабилитации (например, в колясках, вертикализаторе). Это могут быть аксессуары для поддержки туловища, таза, голени, стоп, головодержатель, тазовый ремень, жилетка). Например, для человека, который не может самостоятельно удерживать туловище, но хорошо контролирует положение головы, в позе сидя достаточно будет поддержек таза, туловища, голеней и стоп. Но излишней будет поддержка головы.
Игровой партнер (партнер по игре)
Игровым партнером может выступать любой человек, играющий с ребенком. Это может быть взрослый человек — родитель или специалист — или другой ребенок. Игровых партнеров может быть несколько, если игра происходит в группе. В процессе игры все ее участники будут являться друг для друга игровыми партнерами.
Коляска активная
Вид технического средства реабилитации (ТСР). Коляска позволяет человеку поддерживать положение сидя и / или перемещаться в положении сидя. Активная коляска может управляться двумя способами: механически — в этом случае человек самостоятельно крутит руками колеса и таким образом приводит коляску в движение — или с помощью электродвигателя, тогда человек не крутит колеса, а управляет коляской при помощи пульта.
Комментирование, комментарий
Проговаривание для ребенка того, что происходит с ним в конкретный момент времени. Мы проговариваем сигналы, выражаемые ребенком, его чувства, события, происходящие в его игре. Комментирование формирует у ребенка представление о собственных чувствах, помогает связать образы и представления об окружающем мире с конкретными названиями, позволяет ребенку выстраивать причинно-следственные связи между своими действиями и реакцией окружающих.
Для детей с нарушениями зрения комментарий является источником представлений о мире. Комментарии не должны быть слишком длинными, частыми и сложносоставными: необходимо, чтобы ребенок смог понять и усвоить их. Комментарии могут сопровождаться жестами и визуальными подсказками, если ребенку трудно распознавать устные обращения.
Коммуникативная кнопка
Представляет собой устройство, записывающее короткое сообщение и воспроизводящее его при нажатии кнопки, имеет функцию перезаписи. Коммуникативные кнопки различаются по степени усилия, которое требуется для их нажатия: они могут быть сенсорными, включающимися от легкого прикосновения, либо более «жесткими» — включение таких кнопок требует определенных усилий. Коммуникативные кнопки бывают и совсем небольшими — несколько сантиметров в диаметре, — и достаточно крупными — размером с ладонь взрослого человека. Некоторые кнопки записывают только одно сообщение, а некоторые могут записывать несколько сообщений, сбоку у них есть переключатель для выбора нужного сообщения.
Коммуникативные кнопки могут использоваться как основное средство коммуникации, которым ребенок пользуется постоянно, и как дополнительное, которым ребенок пользуется ситуативно. Средство коммуникации всегда подбирается индивидуально для каждого ребенка, подбором занимается специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации.
Комфорт, комфортное состояние
Состояние человека, когда все его основные потребности удовлетворены. Комфортное состояние ребенка связано с ощущением сытости, безопасности, отсутствием болевых ощущений и подразумевает исключение других факторов, которые причиняли бы ему какое-либо неудобство. Комфортное состояние способствует тому, что ребенок готов учиться, играть и общаться. О комфорте ребенок может сигнализировать различными способами: может сказать об этом или продемонстрировать то, что он пребывает в состоянии комфорта, улыбкой, расслаблением мышечного тонуса, ровным дыханием, а также любыми другими сигналами тела.
Комфортное, удобное положение / поза
Это любое положение, которое не вызывает неудобства и которое легко поддерживать. Оно подразумевает отсутствие излишнего напряжения в теле, человек может находиться в таком положении продолжительное время.
Намеренное нестандартное общение
Ребенок намеренно использует свое поведение для общения. Отворачивается и отталкивает предметы, которые ему наскучили или не нравятся, обращается к другому человеку прикосновениями и звуками, движениями и звуками выражает желание продолжать действие, которое его заинтересовало. Такой тип поведения свойственен детям в возрасте от 6 до 12 месяцев. У детей с нарушениями такой тип поведения может сохраняться в более старшем возрасте.
Намеренное поведение, намеренно
Поведением ребенок сообщает о своих переживаниях и потребностях. На этапе формирования намеренного поведения ребенок в целом уже умеет контролировать свое поведение, но пока не умеет использовать его для намеренного общения. Такой тип поведения формируется у детей в возрасте от 3 до 8 месяцев. Намеренность поведения со временем начинает сочетаться с формами общепринятого общения, с использованием для общения символов.
Ненамеренное поведение
Поведением ребенок сообщает о своих переживаниях и потребностях. Кричит — когда голоден, радуется — когда подходит мама. На этапе ненамеренного поведения ребенок еще не умеет контролировать свои действия, и они носят спонтанный характер. Такой тип поведения свойственен детям в возрасте до 3 месяцев. У детей с нарушениями этот тип поведения может сохраняться в более старшем возрасте.
Нестабильность в суставах
Состояние, при котором элементы сустава излишне подвижны относительно своего нормального состояния.
Ортез
Изготовленное промышленным способом или выполненное по индивидуальному заказу техническое средство реабилитации, предназначенное для поддержки какой-либо части тела или для обеспечения правильного функционирования одного или нескольких суставов.
Остеопения
Состояние, при котором минеральная плотность костной ткани ниже нормы.
Остеопороз
Метаболическое заболевание костей, характеризующееся снижением их плотности в результате уменьшения количества костного вещества или недостаточного его обызвествления.
Отказ
Выражение неготовности участвовать в чем-либо. Отказ может быть вербальным, может быть выражен простым жестом, принятым в определенной культуре. Ребенок, который не овладел первыми двумя способами, может выражать свой отказ с помощью сигналов тела.
Параллельная игра
Представляет собой переходный этап к игре с другими детьми. Ребенок пока не готов включаться в полноценную игру с другим ребенком / детьми, делить с ними игрушки, соблюдать общие правила. При этом его уже интересует игра других детей, ему нравится наблюдать за ними, за тем, что они делают. На этом этапе общество других детей привлекает ребенка пока только с точки зрения нахождения с ними в одном пространстве.
При параллельной игре дети могут обращаться друг к другу, пробовать забрать чужую игрушку или обмениваться игрушками, открыто проявлять свой интерес.
Пауза
Это время, которое требуется ребенку, чтобы обработать полученный сигнал и дать на него ответ (сигналом может быть вопрос со стороны другого человека, действие, жест, звук игрушки или любой другой стимул). Маленьким детям и детям с нарушениями развития для регистрации сигнала, его обработки и ответа на него может потребоваться до 20 секунд. Это время, в которое взрослый не предъявляет ребенку других сигналов, а ждет и наблюдает за его реакцией.
Переключение внимания
Способность переводить внимание с одного объекта на другой. У детей до 5 лет внимание проявляется непроизвольно, то есть оно не связано с волевым усилием, а следует за меняющимся интересом ребенка. Например, ребенок играет с одной игрушкой, ему в это время предлагают новую; если ребенок отвлекается от той игрушки, которой был занят, и тянется к новой — это и будет фактом проявления переключения внимания.
Плечевой платок
Одно из «малых» вспомогательных приспособлений. Плечевой платок — это хлопчатобумажный платок, сложенный по диагонали и определенным образом фиксирующий плечи. Платок помогает выводить плечи в нейтральное положение, сводить руки по средней линии, при этом оставляя ребенку свободу для движений руками и предотвращая их отведение назад и в стороны.
Отклонение положения головки бедренной кости от физиологического расположения в вертлужной впадине тазобедренного сустава.
Положение лежа на боку (стабильное положение)
Устойчивое положение лежа на боку, в котором человек может находиться продолжительное время, не опрокидываясь и не сползая.
Люди с двигательными нарушениями не всегда могут самостоятельно удерживать стабильное положение лежа на боку. Организовать стабильное положение можно с помощью вспомогательных средств.
Рекомендации проекта «Уверенное начало» по организации положения лежа на боку
Устойчивое положение лежа на животе, в котором человек может находиться продолжительное время, не опрокидываясь и не сползая.
Люди с двигательными нарушениями не всегда могут самостоятельно удерживать стабильное положение лежа на животе. Организовать стабильное положение можно с помощью вспомогательных средств, таких как подушки, полотенца, свернутые клином или валиком. Поверхность, на которой находится ребенок, должна быть достаточно жесткой и нескользящей.
Рекомендации проекта «Уверенное начало» по организации положения лежа на животе
Устойчивое положение лежа на спине, в котором человек может находиться продолжительное время, не опрокидываясь и не сползая.
Люди с двигательными нарушениями не всегда могут самостоятельно удерживать стабильное положение лежа на спине. Организовать стабильное положение можно с помощью вспомогательных средств, таких как подушки, полотенца, свернутые определенным образом, или воспользовавшись специально сшитыми подушками (П-образной подушкой,подушкой-«бумерангом», Т-образной подушкой).
Предвкушение, ожидание какого-либо события. Предвосхищение связано с опытом ребенка и его памятью и начинает формироваться в повторяющихся ситуациях, в которых участвует ребенок. Например, в какой-либо игре у ребенка есть любимый момент, на который он реагирует особенно ярко. Со временем ребенок начинает запоминать обстоятельства, предшествующие этому моменту, и ждать его — это и будет являться предвосхищением.
Предвосхищение ребенок может выражать сигналами тела — например, напрягая все тело накануне ожидаемого момента в игре, — или вербально проговаривая то, чего именно он ждет.
Предметный символ
Средство коммуникации, представляющее уменьшенную копию реального предмета и символизирующее определенное действие или реальный предмет. Например, ложка может символизировать процесс приема пищи, а маленькая шапочка — сборы на прогулку. Предметные символы могут использоваться как основное средство коммуникации, которым ребенок пользуется постоянно, и как дополнительное, которым ребенок пользуется ситуативно. Средство коммуникации всегда подбирается индивидуально для каждого ребенка, подбором занимается специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации.
Предметы-заместители
Этопредметы, которые в игровом процессе выполняют функции других предметов. Использование предметов-заместителей связано с развитием воображения у ребенка, что позволяет ему мысленно дополнить предмет необходимыми характеристиками. Примером предметов-заместителей могут быть листочки, которые в игре выполняют функцию денег, деревянная палочка, которая становится волшебной, кубики, превращающиеся в строительные материалы, из которых строится башня, а также любые другие предметы.
Приподнятое «гнездо»
Это «гнездо», которое приподнято с той стороны, где будет находиться голова ребенка, при помощи клина, подушек. Приподнимая «гнездо», важно подкладывать клин или подушки, начиная от области таза, — чтобы позвоночник человека оставался в выровненном положении.
Прислушиваться к ощущениям
Такая реакция может выражаться в замирании ребенка, в напряжении его мышечного тонуса или может сопровождаться другими сигналами тела, свойственными конкретному ребенку в моменты, когда он сосредоточен. Эту реакцию ребенок может выражать, сталкиваясь с новыми ощущениями, — например, когда он впервые трогает собаку, скатывается с горки, — или она может проявляться как ответ на уже знакомые ощущения, захватывающие внимание ребенка.
Проприоцепция / проприоцептивные ощущения
Проприоцепция — это важная соматосенсорная система, которая имеет свои рецепторы в мышцах, связках и суставах. Задача этих рецепторов сообщать нам о положении нашего тела в пространстве, о том, как расположены части тела относительно друг друга и чем они заняты без визуального контроля. Эта информация формирует карту тела человека. Здоровый человек в сознательном состоянии может чувствовать положение и движение своих конечностей. При этом человек способен примерно с одинаковой точностью ощущать собственное (мышечное) и внешнее (пассивное) движение. Также он может достаточно точно определять сопротивление своему движению — в частности, вес вещей (с погрешностью не более 10 % при сравнении). Например, когда мы прикасаемся к ребенку, плотно обхватывая его руку, обнимаем его или медленно перемещаем в положение сидя из положения лежа, именно проприоцептивная система сообщает ребенку о том, что происходит с его телом. Если работа этой системы нарушена, то ребенку могут быть необходимы частые, плотные прикосновения — чтобы он мог лучше ощущать свое тело, — или наоборот, он может избегать этих прикосновений, если его проприоцептивная система получает слишком много стимулов.
Простые, естественные жесты
Общепризнанные жесты, принятые в определенной культуре. Например, кивок в знак согласия или взмах рукой при приветствии. Простые жесты отличаются от системы жестового языка, который включает в себя множество символов, понятных только тем, кто им владеет. Простые жесты также могут быть средством коммуникации — в случаях, когда ребенок не используют устную речь, а овладение жестовым языком для него недоступно. Простые жесты могут использоваться как основное средство коммуникации, которым ребенок пользуется постоянно, и как дополнительное, которым ребенок пользуется ситуативно. Средство коммуникации всегда подбирается индивидуально для каждого ребенка, подбором занимается специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации.
Свободная активность
Любая активность, в том числе игра, в которую ребенок может спонтанно включиться и из которой может также спонтанно выйти. Во время свободной активности ребенок может совершать активные действия с предметами или игрушками или просто наблюдать за чем-либо.
Семейный язык
Представляет собой набор из слов, жестов, сигналов тела, которые используются в семье. Особенность семейного языка в том, что он понятен именно для членов семьи и близкого окружения и не является доступным для понимания широкого круга людей. Так, это может быть придуманное слово или сочетание звуков, которыми ребенок называет какой-либо предмет, и все в семье понимают, о чем идет речь. Кроме слов, семейный язык может включать и невербальные действия — например, ребенок причмокивает губами, и члены семьи понимают, что этим он сообщает о том, что голоден.
Сигналы тела
Реакция человека на внешние раздражители (звук, свет, запах, голос). Может проявляться в виде изменения частоты дыхания, в движении глаз, в изменениях цвета кожных покровов, изменениях мимики и в двигательных реакциях. И нормотипичные дети, и дети с нарушениями развития используют сигналы тела, реагируя на то, что с ними происходит. Таким способом ребенок может сообщать о своих желаниях, сигнализировать о комфорте и дискомфорте. Сигналы тела могут быть для ребенка как основным каналом общения, так и сопутствующим, — даже если ребенок пользуется устной речью или владеет другим способом коммуникации, наблюдая за его сигналами тела, мы можем наиболее полно понять, что происходит с ребенком в конкретный момент времени.
Совместное, или разделенное, внимание
Это способность фокусировать внимание на объекте совместно с другим человеком. Ребенок прослеживает за указательным жестом или направлением взгляда взрослого и фокусирует внимание на том же объекте. Ребенок жестами и звуками привлекает внимание взрослого к объекту, вызвавшему его интерес, как бы приглашая: «Посмотри на это». Совместное внимание напрямую связано со способностью подключаться к состоянию другого человека и вместе переживать эмоции.
Согласие
Выражение готовности участвовать в чем-либо. Согласие может быть вербальным, может быть выражено простым жестом, принятым в определенной культуре. Ребенок, который не овладел первыми двумя способами, может выражать свое согласие с помощью сигналов тела.
Специалист по сенсорной интеграции
Фокус внимания специалистов по сенсорной интеграции — это нарушения обработки сенсорной информации. К сенсорной информации относится вся информация, поступающая от органов чувств. Если ее обработка нарушена, у ребенка может возникать страх при громких звуках, неприязнь к определенным видам прикосновений или могут проявляться другие особенности восприятия.
Спокойное состояние, спокойный
Состояние, при котором ребенок не проявляет сигналов возбуждения. Такое состояние может выражаться в привычном для ребенка ритме дыхания, в плавных движениях, в расслаблении мышечного тонуса или может проявляться с помощью других сигналов тела.
Средняя (срединная) линия тела
Это условная продольная линия, которая разделяет наше тело на правую и левую половины.
Средство коммуникации
К средствам коммуникации относятся все средства, призванные заменить общение с помощью устной речи, если у человека она сильно затруднена или отсутствует вовсе. Могут быть низкотехнологичными, такими как фотографии, картинки, пиктограммы, предметные символы, простые жесты, вокализации, сигналы тела, и высокотехнологичными, такими как устройства для считывания движения глаз, синтезаторы речи, коммуникативные кнопки идругие подобные приспособления.
Все средства коммуникации могут использоваться самостоятельно или параллельно с другими средствами, дополняя друг друга в определенных ситуациях. Средство коммуникации всегда подбирается индивидуально для каждого ребенка, подбором занимается специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации.
Средства коммуникации никак не препятствуют развитию устной речи, если такое развитие возможно.
Стабильное положение
Это любая устойчивая поза лежа, сидя, стоя, в которой человек может находиться продолжительное время, не опрокидываясь, не сползая, оставаясь в выровненном положении. Стабильное положение характеризуется равномерным распределением веса по поверхности опоры, возможностью перемещать центр тяжести в пределах площади опоры. Стабильное положение позволяет свободно выполнять требуемое действие — манипулировать руками, переходить в последующие положения.
Стандартное обращение
Формы обращения, принятые в определенном обществе. Например, обращение по имени к знакомому нам человеку, обращение на «вы» к незнакомому человеку, человеку старшего возраста, использование вежливых форм обращения.
Стандартное общение
Формы и нормы общения, принятые в определенном обществе, тесно связаны с культурой этого общества.
Стимул
Любой внешний раздражитель, воздействующий на ребенка. Может быть звуковым, визуальным, тактильным, вкусовым, обонятельным. Так, в ситуации, когда ребенок играет со звучащей погремушкой, она будет для него звуковым стимулом, когда он будет слышать ее звук, и тактильным стимулом — когда он будет держать ее в руках, двигать ею.
Угроза
Субъективное восприятие какой-либо ситуации или стечения обстоятельств как способных причинить вред. В разном возрастном периоде (с учетом предыдущего опыта) ребенок может воспринимать как угрозу различные факторы воздействия внешней среды (резкие / неожиданные / предполагающие боль или переживание неприятных ощущений). Человек, проживающий ощущение угрозы, проявляет ответные защитные реакции.
Физическая терапия, физический терапевт
Физическая терапия (англ. physical therapy, physiotherapy, аббрев.: англ. PT, рус. ФТ) — это медицико-социальная специальность, направленная на помощь людям с различными состояниями, при которых нарушены движения, двигательные возможности ограничены, а мобильность снижена.
Основана на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine), наряду с которыми, однако, требует от специалиста релевантного эмпирического опыта и развитого клинического мышления.
Всемирная конфедерация физической терапии (WCPT) была создана в 1951 году, и сегодня насчитывает 125 организаций-членов, представляющих более 685.000 специалистов по физической терапии из многих стран мира.
Физическая терапия — признанная в мире университетская и научная специальность. Будущие физические терапевты должны изучать анатомию и биомеханику, физиологию и нейрофизиологию, патологию, психологию и основы коммуникации с пациентами, принципы клинического мышления, деонтологию и этические вопросы, а также специальные техники и приемы физической терапии в травматологии, ортопедии, неврологии, кардиологии, пульмонологии.
Физическая терапия использует весь спектр физических методов воздействия, но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.
Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.
Процесс физической терапии
Вмешательство физического терапевта — это:
специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;
приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;
выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;
техники и приемы правильного перемещения пациентов;
подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;
обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента) правильному двигательному поведению.
Цели работы физического терапевта
Цель работы физических терапевтов: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддеживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Физические терапевты работают с пациентами всех возрастов и во всех областях медицины — в неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицине, наши пациенты имеют самые разные заболевания и состояния, с самым разным течением и прогнозом.
Функциональное положение, поза
Это такое положение тела человека, в котором ему наиболее комфортно, в котором удобно выполнять заданное действие максимально продуктивно / эффективно.
Ходунки
Техническое средство реабилитации (ТСР), которое помогает сохранить равновесие и устойчивость при ходьбе. Важно знать, что ходунки / устройства для ходьбы могут отличаться друг от друга своими техническими характеристиками. Ходунки могут быть переднеопорными и заднеопорными. При ходьбе в ходунках можно опираться на выпрямленные руки или на предплечья. При необходимости ходунки могут быть оснащены дополнительными аксессуарами, обеспечивающими тазовую поддержку, поддержку груди, могут быть оборудованы локтевыми упорами и т. д.
Шейный платок
Простое самодельное вспомогательное приспособление, изготовленное из широкого платка или пеленки, призванное упростить задачу удержания головы. Не позволяет ребенку чрезмерно запрокидывать голову назад.
Специалист по восстановлению социальных, бытовых, рабочих, функциональных и двигательных навыков у людей, имеющих какие-либо нарушения развития, травмы, временные ограничения после оперативного вмешательства. В работе с детьми эрготерапевт занимается повседневными активностями ребенка, такими как одевание, прием пищи, игра и другими задачами, составляющими рутину ребенка. В этих процессах эрготерапевт помогает ребенку достичь максимально возможной самостоятельности, адаптируя пространство вокруг ребенка, предметы, которыми он пользуется, и обучая его обращаться со всем этим.
Языковое общение, язык
Сочетание нескольких языковых символов для составления двух-, трехступенчатых (и более) сообщений. Сюда может относиться все общение с помощью фраз и предложений. Такая форма общения при нормотипичном развитии начинает формироваться у ребенка ближе к двум годам и со временем все больше совершенствуется и усложняется.